Будучи мамой двоих детей, интуитивно я понимала, что без «ярких красок», сюрпризных моментов, интонационного и тембрального изменения голоса заинтересовать детей сложно. И это только азы для привлечения внимания. Более глубоко изучив информацию по данной теме, обобщив и систематизировав опыт коллег, основываясь на собственном практическом опыте, были выделены следующие методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях.
Приемы привлечения и удержания внимания детей
Название приема | Описание приема |
1.Голосовая и эмоциональная модуляция | Изменение интонации, тембра, высоты и громкости голоса. |
2.Модуляция темпа речи | Выдерживание паузы, резкое изменение темпа речи. |
3.Прерывание речи, использование антиципации (догадки) | Прерывание речи на словах, достаточно очевидных для группы с просьбой произнести вслух то, на каком слове прервана речь. |
4.Жестикуляция | Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией. При этом ладони открыты, жесты широкие и свободные. |
5.Активное ассистирование
| Закончив или прервав смысловой блок, педагог просит детей дополнить его рассказ на основе имеющихся у них знаний и опыта |
6.Экстрараздражители
| Как бы случайно, но главное – внезапно, педагог роняет ручку, книгу, резко открывает (закрывает) окно, дверь, включает (выключает) музыку, свет и т. п. |
7. Интрига или загадка | Начните занятие с загадочного предмета (у меня для вас есть что-то интересненькое) или загадки (угадайте, что я вам приготовила). Фантазия и изобретательность способны привлечь внимание детей. |
8.Обучайте, играя | Простая фраза: «давай посмотрим, кто быстрее сможет это сделать…» обеспечит вам всестороннее внимание детей и вовлеченность их в процесс. |
9.Используйте цвета | Красочные визуальные эффекты имеют важное значение для привлечения внимания детей. |
10.Смена видов деятельности | Послушайте, а теперь посмотрите, а теперь потрогайте, можно даже понюхать, смотря, о чем идет речь. А теперь давайте попробуем изобразить это в движении! При смене вида деятельности внимание на какое-то время снова концентрируется на объекте. |
11.Присутствие сказочного персонажа (как иллюстрации, так и переодетого взрослого) | Помогает привлечь и активизировать внимание дошкольников |
12. «Коробка с сюрпризом» | В начале совместной деятельности появляется коробка с сюрпризом, детям сообщается, что самые внимательные получат подарок в конце занятия. Метод очень эффективен, но использовать его надо не чаще одного раза в месяц, иначе интерес пропадает. |
Какие бы приемы ни использовал воспитатель в своей работе, самым важным остается то, насколько он чувствует психологическое состояние коллектива, каждого отдельного ребенка, насколько вовремя он может применить тот или иной способ активизации внимания, а нестандартные ходы воспитателя, творчество и выдумка – наши верные в этом помощники.